Возврат к этой системе будет серьезным ударом для отрасли и для экономики
Введение аукционов на вылов водных биоресурсов существенно подорвет возможности развития рыбодобывающей отрасли. Система распределения квот на торгах уже доказала свою неэффективность. Таким образом прокомментировал ситуацию с предпринимаемыми попытками изменить так называемый «исторический принцип» распределения квот член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель исполнительного органа государственной власти Магаданской области Анатолий Широков.
Сенатор напомнил, что аукционы по продаже квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в России были проведены в 2001-2003 годах. Результаты этой практики были отражены в докладе президиума Госсовета «О развитии рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации» в октябре 2017 года: «Принцип реализации квот на аукционах привел в 2003-2004 годах к кризису рыбной отрасли. Отраслевая прибыль в 2001 году по сравнению с 2000 годом упала в девять раз – до 807 млн. рублей. Дальше убытки только росли: в 2002 году – 5,2 млрд. рублей, а в 2003 году – 18 млрд. рублей. Кредиторская задолженность увеличилась с 37,7 млрд. рублей в 1999 году до 70 млрд. рублей в 2004 году, достигнув 82% стоимости произведенной продукции».
В 2004 году аукционы на вылов водных биоресурсов отменил Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении биологических ресурсов». В 2007 и 2015 гг. решениями Госсовета проведение торгов как основного способа закрепления квот вновь было признано нецелесообразным.
А в 2016-ом вступила в силу новая редакция Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», где гарантируется перезаключение действующих договоров о закреплении квот на 15 лет (это и есть «исторические квоты», закрепляемые за рыбными компаниями с достойной деловой репутацией).
31 декабря 2018 года срок действия договоров истекает. В Правительстве намерены вернуть аукционы на вылов краба - одного из основных и высокомаржинальных объектов промысла (он обеспечивает не менее 50 % прибыли). С этим категорически не согласны рыбопромышленники, позицию которых поддерживает сенатор Анатолий Широков.
- С 2001 года рыбодобывающие компании выплатили огромные средства, чтобы участвовать в аукционах на вылов краба. Чтобы оплатить долги, им потребовалось не менее десяти лет. Лишь в последние годы они стали оправляться от последствий губительной аукционной политики начала 2000-х гг. На протяжении десяти лет для осуществления своей деятельности им приходилось заключать кабальные займы под 20-25 % на погашение аукционных расходов и перетекающей из года в год кредиторской задолженности. В качестве обеспечения этих займов использовались собственный флот и перерабатывающие заводы. В 2013-2015 гг. рыбакам удалось в основном погасить эти задолженности и, используя высвободившиеся ресурсы, приступить к глубокой модернизации флота, в том числе и под инвестиционные квоты. Но самое главное, в течение 10-15 лет сформировалась четкая и понятная отраслевому сообществу законодательная основа ее деятельности. В результате рыбодобывающая отрасль растет и сама по себе, и предъявляет платежеспособный спрос на продукцию отечественных производителей, - рассказал Анатолий Широков.
Как подчеркнул сенатор, рыбодобывающие компании платят налоги в бюджеты всех уровней, обеспечивают своим сотрудникам стабильный заработок, дают рабочие места, кроме того, участвуют в различных социальных проектах. Их вклад в развитие экономики налицо. А возвращение к аукционной системе распределения квот разорит отрасль, и по подсчетам экспертов, региональные бюджеты недополучат 45 миллиардов рублей.
- Если такие решения будут все-таки приняты, то для нашей региональной экономики, где рыбодобывающая отрасль является одной из ключевых, это будет серьезный удар, не говоря уже о самих предприятиях, которые понесут огромные убытки и просто-напросто попадут в долговую кабалу, - убежден Анатолий Широков.