Сегодня состоится очередное заседание Магаданской областной Думы, в повестку которого вошло 17 проектов законов и постановлений.

Один из интересных и вызвавших резонанс вопросов — поддержка высказанного на федеральном уровне предложения откорректировать избирательное законодательство. Отметим, с такой инициативой выступил сенатор от территории в СФ РФ Анатолий Широков.

Традиционно, откроет заседание рассмотрение областного бюджета, который планируется прирастить на 1,5 млрд. руб. Еще один законопроект, который рассмотрят депутаты, касается распределения охотничьих ресурсов. Авторы считают, что получение лицензий на добычу бурого медведя и соболя должно стать проще. Кроме того, парламентарии обратятся в Госдуму РФ, заявив о необходимости федерального финансирования лечения пациентов с орфанными заболеваниями.

Также они готовятся учредить Почетный знак Магаданской области «За верность родительскому долгу», который впоследствии будут присуждать мамам и папам, не менее 10 лет воспитывающим детей-инвалидов. Еще один немаловажный вопрос касается проведения капитального ремонта многоэтажек. В завершение члены заксобрания территории заслушают доклад бизнес-омбудсмена Колымы Андрея Котова по итогам его деятельности в 2016-м.

В начале марта члены Совета Федерации Андрей Клишас и Анатолий Широков внесли в Государственную Думу законопроект с изменениями в действующее избирательное законодательство России. Сенаторы предложили пакет поправок в законы «О выборах Президента РФ», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и Кодекс об административных правонарушениях.

О содержании предлагаемых поправок мы беседуем с одним из авторов законопроекта — членом Совета Федерации от Магаданской области Анатолием Широковым.

- Анатолий Иванович, какие изменения происходят сейчас в российском избирательном законодательстве?

- Если внимательно посмотреть на развитие избирательного законодательства нашей страны в течение последнего времени, то мы с неизбежностью убедимся в том, что оно движется в сторону большей прозрачности и открытости. В прошлом году в нем появились нормы об обязательном участии кандидатов в публичных дебатах. Теперь кандидат на любую должность в России обязан публично рассказать о своей программе, о себе. Отныне невозможна ситуация, когда кандидат вплоть до дня голосования (а практика показывала, что и после него) остается для избирателей темной лошадкой. В прошлом же году был принят закон о невозможности использования в агитационных материалах изображений других лиц, кроме лица того, кто является кандидатом. Не спрячешься теперь за спиной другого, более авторитетного политика...

Были и еще изменения. Многие проблемы, кстати, обсуждались 24 ноября 2016 года в Центральной избирательной комиссии на всероссийской конференции «Избирательная система России: опыт формирования и перспективы развития» с участием представителей всех политических партий.

Но самое важное, что надо здесь отмечать, — наше избирательное право все больше нацеливается на то, чтобы избиратель сделал свой выбор продуманно, чтобы все процедуры избирательного процесса становились максимально открытыми и прозрачными. И, что немаловажно, заметно возрастает уровень уважения к избирателю как ключевой фигуре формирования всех уровней власти в нашей стране. Все шире становится, воспользуемся здесь термином из гражданского права, презумпция добросовестности избирателя. Иначе быть и не может. Ведь согласно Конституции верховным носителем власти в России является ее многонациональный народ. А народ во многом и включает тех, кто может реализовать свое конституционное право избирать и быть избранным.

- А как предложенные вами с коллегой изменения соотносятся с этой тенденцией?

- Напрямую соотносятся. Например, мы предложили порядок, когда собранные в поддержку того или иного кандидата или политической организации подписи могут не содержать каких-либо указанных в законе реквизитов в обозначенном адресе места жительства избирателя. Но при условии, что такие пробелы в указании адреса места жительства не смогут помешать однозначно понять адрес проживания гражданина. Указал, например, избиратель в подписном листе населенный пункт, а название муниципального округа не написал. По действующим сейчас нормам такая подпись по формальным основаниям становится недействительной. Мы же, следуя за правовой позицией Конституционного суда России, предлагаем признавать ее действительной. В этом и есть доверие избирателю, признание за ним добросовестности, как я сказал выше.

- Да, споры вокруг правильности подписей в подписных листах давно уже стали визитной карточкой выборов в нашей стране. Надеюсь, теперь они уйдут в прошлое. В СМИ сообщалось еще, что ваш с А. Клишасом законопроект содержит предложение об упразднении открепительных удостоверений. С ними многие политические силы связывают большое количество нарушений на выборах.

- Я бы не стал столько категорично оценивать открепительные удостоверения. В масштабах страны в единый день голосования в 2016 году было подано чуть более 130 жалоб, связанных с открепительными. Так что говорить о них как об источнике злоупотреблений явно не приходится. В то же время порядок получения и использования открепительного удостоверения связан со многими действиями. Надо точно знать, что в день голосования тебя не будет по месту регистрации (а в командировку могут послать в любой момент), надо прийти в избирательную комиссию, получить удостоверение, не забыть взять его с собой, не потерять, найти в месте фактического своего пребывания избирательный участок...

Мы же предлагаем намного более простой механизм. В случае, если гражданин не может голосовать по месту постоянной регистрации, он по телефону или по электронной почте связывается с Центром обработки обращений (создается в Центризбиркоме) и получает разрешение на голосование по месту фактического пребывания. Приходит на избирательный участок, его личность устанавливается в соответствии с паспортом и регистром избирателей, где он обозначен как голосующий "не дома", и гражданин голосует. Ничего проще!

Более того, можно существенно расширить возможности электронного голосования с помощью электронного бюллетеня. Форму и текст такого бюллетеня должна утверждать ЦИК России не позднее чем за 20 дней до дня голосования.

- Но избирательный участок-то все равно надо искать, да и почва для злоупотреблений появляется. Можно сколько угодно звонков в Центризбирком сделать...

- Мы и предлагаем поэтому изменить норму количества избирателей, которая используется для нарезки избирательных участков. Если сегодня эта норма — 2,5 тыс. избирателей, то мы предлагаем снизить ее: избирательный участок создается на 1,5 тыс. избирателей. Тем самым избирательные участки максимально приближаются к избирателям. Чтобы долго их не искать. А нарушения... По нашему мнению, в случае, если один и тот же избиратель несколько раз связался с Центром обработки обращений, то действующим остается первое обращение. В Кодексе об административных правонарушениях мы предлагаем увеличить штраф за неоднократное голосование одного и того же лица и выдачу гражданину заполненного бюллетеня с 3,5 до 30 тыс. рублей. А в случае неоднократного нарушения — до 50 тыс.

- Что еще нового вы предлагаете?

- Я бы отметил еще несколько новелл. Первая состоит в том, чтобы внести в закон требование об обязательной трансляции всего происходящего на избирательных участках в день голосования посредством веб-камер. Фактически они сейчас используются, но в законе о них — ни слова. Надо это поправить, с нашей точки зрения. Ведь видеонаблюдение — один из самых действенных способов обеспечения чистоты и открытости избирательной процедуры. Конечно, пока в нашей стране не везде есть техническая возможность подключения веб-камер. У нас на Севере, например... Для таких мест предполагаются исключения.

Второе. Мы предлагаем существенно увеличить роль наблюдателей на выборах путем отказа от их обязательной регистрации на избирательных участках, фиксирования времени пребывания там и т. д. Наблюдатели должны иметь право беспрепятственно перемещаться с участка на участок. Чем больше глаз свободно наблюдает за голосованием, тем бесспорнее его результат, тем меньше оснований для злоупотреблений со стороны любого участника избирательного процесса.

И наконец, мы считаем, что необходимо максимально освободить средства массовой информации, работающие на выборах, от существующей сегодня зарегулированности. СМИ должны иметь право присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии, во время ее работы с документами. Аккредитованные СМИ, по нашему мнению, могут находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования. Уведомив уполномоченных лиц избиркома, журналисты могут производить фото- и видеосъемку.

- Да, пожалуй, серьезные изменения…

- Уверен в том, что в случае принятия нашего законопроекта Государственной Думой наше избирательное законодательство будет становиться все более открытым и прозрачным. По крайней мере, в отличие от США, где уже с завидной регулярностью повторяются скандалы на многоступенчатых выборах президента, российский избирательный закон, закон прямого действия, более уважителен к избирателю, доверяет его мнению.

- А как относится к вашим поправкам Центральная избирательная комиссия? Ей же и реализовывать на практике все эти новеллы.

- Как я уже сказал выше, в ноябре прошлого года важнейшие проблемы избирательного законодательства мы с большим количеством коллег обсуждали на научной конференции в ЦИК. Там и сложилось общее видение необходимых нововведений. И сейчас при разработке нашего законопроекта мы очень тесно сотрудничали с ЦИК и ее председателем Э. А. Памфиловой. Так что можно говорить о том, что наш законопроект — плод общей с ЦИК работы.

- А когда надо ждать предложенные вами и А. Клишасом изменения?

- Рассмотрение в Государственной Думе нашего законопроекта в первом чтении назначено на 14 апреля. Но до этого в соответствии с Конституцией России, которая относит избирательное право к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации, должны высказать свое мнение российские территории. В частности, текст нашего законопроекта был направлен и в Магадан. Мы надеемся, что и коллеги из Магаданской областной Думы, и депутаты Государственной Думы поддержат нашу инициативу.
По внесенным изменениям в избирательное законодательство предлагается убрать открепительные удостоверения. В случае, если гражданин не может голосовать по месту постоянной регистрации, он по телефону или электронной почте связывается с Центром обработки обращений (он создается в Центризбиркоме) и получает разрешение на голосование по месту фактического пребывания.

В планах изменить и норму количества избирателей, которая используется для нарезки избирательных участков. Если сегодня эта норма - 2,5 тыс. избирателей, то сенаторы СФ РФ Анатолий Широков и Андрей Клишас предлагают снизить ее до 1,5 тыс.

Штрафы же за неоднократное голосование одного и того же лица и выдачу гражданину заполненного бюллетеня возрастут с 3,5 до 30 тыс. руб. А в случае неоднократного нарушения - до 50 тыс. руб. Кроме того, в закон предполагается внести требование об обязательной трансляции происходящего на избирательных участках в день голосования посредством веб-камер. Отметим, рассмотрение в Государственной Думе РФ законопроекта в первом чтении назначено на 14 апреля.

Автор: Людмила ЛАТА.