Сенатор Анатолий Широков: О трагической истории Колымы нужно говорить не через призму страха, а через призму Человека
30 июля 1937 г. начался «большой террор»

30 июля - одна из самых трагичных дат в истории нашей страны. Именно в этой день, в 1937 году был подписан оперативный приказ НКВД СССР № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и др. антисоветских элементов», фактически положивший начало "большому террору" 1937-1938 гг. В рамках реализации этого приказа только на Колыме было осуждено около 3 тысяч вольнонаемных работников и около 10 тысяч заключенных.

Профессор, доктор исторических наук, представитель правительства Магаданской области в Совете Федерации Анатолий Широков считает, что российский народ не должен забывать об этих трагических страницах в истории страны.

"Нас многие убеждают в том, что, это было, это прошло, и слава Богу! Я убежден в обратном. Нужно говорить об этом. Но, говорить вот в каком смысле...
Все мы недавно посмотрели фильм, скажу в кавычках "журналиста", Дудя о Колыме. Я долго не мог понять, что мне в нем не понравилось. Несмотря на прекрасные виды, на чудесную операторскую работу и так далее. До этого фильма я посмотрел прекрасную работу нашего магаданского журналиста Анастасии Якубек о композиторе Задерацком. Фильм называется "Я свободен". И вот, как иногда бывает, носишь в голове некий мысленный образ, а потом вдруг его четко формулируешь. Вот у меня здесь и родилась мысль в такой формулировке: Дудь снимал фильм о страхе, а Якубек снимала фильм о Человеке. В этом принципиальная разница.

Мы обязаны об этом говорить. О том, что мы сейчас видим на экране. Мы говорить должны об этом не через призму страха, а через призму Человека. Когда мы смотрим эти кадры сегодня, мы видим не просто какие-то постройки. Мы же видим людей. Мы начинаем думать, как там было людям?

Мне кажется, до тех пор пока мы будем стремиться понять тех людей, мы будем относиться к ним как к людям. К людям, которые противоречивые, которые в одну единицу времени и на одной единице площади показывали и чудеса человеческого духа, и мерзости человеческих поступков. Именно как к людям к ним надо относиться.

Для меня это важно, потому что Господь создал меня историком. Что судьба со мной не делает, я историком все равно остаюсь. Важно, чтобы мы передавали наше прошлое, пропуская его через себя, не разрушая, не разрезая скальпелем наше отношение к нашему прошлому, а внимательно его изучая, стремясь его понять, определить, передать, усвоить. И в таком виде отдать нашим детям. Может тогда приговор наших детей нашему времени будет более оправданным и более справедливым".