По мнению сенатора необходима корректировка нормативной базы в сфере недропользования
Развитие горнодобывающей отрасли в дальневосточном федеральном округе обсудили на стратегической сессии ProДФО «Сильный Дальний Восток – сильная Россия», в которой принял участие заместитель председателя Совета по развитию Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации, сенатор от Магаданской области Анатолий Широков. Парламентарий отметил достижения золотодобывающей отрасли Колымы: «В этом году вполне очевидно Магаданская область превзойдет рубеж 50 тонн в добыче золота. Думаю, 2021 год в этом отношении становится знаковым. Фактически мы выходим на те темпы золотодобычи, которые были характерны для могучей золотопромышленности Советского Союза. Это очень важно».
Сенатор подчеркнул, что темпы развития горной отрасли задают развитие всей Колымы. От этого зависит в том числе благосостояние жителей региона. Поэтому очень важно, своевременно решать проблемы, которые могут привести к снижению объемов золотодобычи.
Одна из проблем горной промышленности Магаданской области, Дальнего Востока и всей России - низкие темпы горно-поисковых и горно-разведочных работ. Это связано с тем, что в последнее время финансирование государством таких мероприятий снижется примерно на один млрд в год. Балансовых запасов углеводородов и твердых полезных ископаемых, которые пригодны для добычи, становится меньше.
«Выход отчасти найден. Некоторые крупные компании создают в своей структуре юниорные компании, которые занимаются только поиском и разведкой полезных ископаемых. Другой пример – создание юниорных геолого-разведочных компаний в рамках частно-государственного партнерства. Такая действует в Магаданской области и работает довольно успешно. Но здесь проблема в том, что на сегодняшний день, такие компании являются лишь частными случаями, но не решением большой проблемы», - сказал Анатолий Широков.
По его мнению, если государство не обеспечивает устойчивый прирост запасов полезных ископаемых, то в этот сектор необходимо пустить частный бизнес, как, например, в Канаде и США.
«Если у нас в Российской Федерации лицензия выдается как сквозная, то есть в одной лицензии находится и поиск полезного ископаемого, и разведка, и его добыча, то в этих странах разделено. Юниорная компания после поиска, разведки, оконтуривания и постановки на баланс месторождения должна продать это месторождение компании добывающей, поскольку это разные технологические процессы. Поскольку у нас общая лицензия, то у нас оконтуренное и поставленное на баланс месторождение можно продать только с компанией», - рассказал парламентарий.
По словам сенатора, на недавно прошедшем совещание под руководством Полпреда Юрия Трутнева эту проблему вновь актуализировали. Сегодня предстоит провести работу по разделению лицензий: одна на поиск и разведку полезных ископаемых, другая на добычу. Тогда оформлением, созданием минерально-сырьевой базы, балансовых запасов, будет возможно заниматься частному бизнесу.
«В настоящий момент у нас в законодательстве не существует понятие «юниорная компания». Это понятие имеет хождение, оно используется, но законодательно это понятие не закреплено. Поэтому движение в эту сторону, чтобы юниорные компании занимались только поиском и разведкой, могли свободно торговать своими акциями на бирже, нам необходимо запускать. Я думаю, здесь нужны только управленческие решения плюс законодательное оформление. Мы можем сделать это в ближайший год-два, причем, совершенно легко. И на сколько я знаю, Юрий Петрович Трутнев уже дал по этому поводу конкретные поручения и работа ведётся», - подытожил Анатолий Широков.