Специфические вопросы развития арктических территорий, а также проблематику, с которой сталкиваются субъекты развития в АЗРФ, обсудили эксперты и руководители муниципалитетов Арктики на круглом столе, проведенном 25 октября в рамках Форума стратегов в Санкт-Петербурге. Организаторами дискуссии стали ЭЦ ПОРА и МЦСЭИ «Леонтьевский центр».

Заместитель генерального директора ПОРА по работе с экспертами Александр Воротников, выступивший модератором дискуссии, заявил: "Реализация муниципалитетами АЗРФ своих стратегий помогает как им самим, так и сторонним экспертам видеть существующие и возникающие проблемы. Многие из сложностей находят решение при реализации проектов климатической адаптации регионов и муниципалитетов. Реализация проектов ESG-трансформации на региональном и муниципальном уровне позволит более системно и целенаправленно избегать многих рисков и проблем". Воротников уверен, что в рамках реализации ESG-подхода арктические муниципальные образования должны иметь в своей структуре подразделения по управлению рисками, которые позволят своевременно выявлять операционные и стратегические риски муниципалитетов. "При возникновении рисков, компенсирование которых невозможно своими силами, муниципальные образования смогут обращаться к более высокому уровню власти",— сказал эксперт. По его мнению, также важным пунктом в обновленных стратегиях арктических муниципалитетов и в их повседневной работе должна стать просветительская деятельность по ESG: суть трансформации должна быть доведена до всех организаций и жителей.

Эксперт по устойчивому развитию ПОРА, профессор Экономического факультета МГУ Сергей Никоноров призвал обратить внимание на то, что в концепции устойчивого развития главная цель заключается в повышении качества жизни ныне живущих поколений и поколений, которые придут им на смену. Никоноров напоминил, что в России с 1996 года существует Концепция устойчивого развития, "а вот Стратегии устойчивого развития нет ни на уровне страны, ни на уровне регионов или городов". По мнению эксперта, необходима разработка такого стратегического документа с горизонтом до 2050 года, который устанавливал бы баланс между интересами тремя групп стейкхолдеров: общества, бизнеса и власти; баланс между социальными, экологическими и экономическими факторами развития. "Работа нашей команды над проектами «Полярный индекс», «Баренц-индекс», «Индекс устойчивого развития стран Арктического совета», «Индекс устойчивого развития городов», а также работа над ESG рейтингами и рэнкингами, дает нам возможность говорить о новой модели развития экономики в АЗРФ, где главным элементом будут предпочтения и пожелания социума, а экономика и экология будут обеспечивать новые предпочтения. На наш взгляд, самой подходящей моделью будет "синяя экономика"",— заявил эксперт. В ближайшие месяцы на базе Экономического факультета МГУ планируется выпуск научного издания о "синей экономике" под редакцией Никонорова.

Сенатор, член комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков отметил, что помимо специализированной законодательной базы, регулирующей госполитику в Арктике (а это 6 федеральных законов и 40 подзаконных нормативных правовых актов), на развитие арктических муниципалитетов оказывает влияние и обсуждаемая в последнее время транспортная стратегия, в которой особое внимание уделено арктическим портам. На трассе Севморпути расположено 18 портов, 3 из которых проходят модернизацию: Певек, Мурманск, Архангельск. Есть и порты, подобные Диксону, которые не вообще не реконструировались в последние 45 лет, сказал Широков. "Развитие портовых комплексов благоприятно скажется на развитии соответствующих муниципалитетов",— уверен сенатор.

Широков обратил внимание на то, что по программе "Арктический гектар" землю можно получить в том числе в границах населенных пунктов. "С одной стороны, это облегчает развитие участков, а с другой - позволяет муниципалитетам получать возможности расширения масштабов деятельности малого бизнеса",- заявил Широков. Он напомнил, что 20 октября 2021 года была упрощена процедура получения статуса резидента Арктической зоны для малого и среднего бизнеса — правительство РФ утвердило перечень направлений деятельности, на которые не распространяется требование по инвестициям в недвижимость для бизнеса, занятого в 58 сферах деятельности, включая животноводство, лесоводство, производство мебели, одежды, бумаги и изделий из кожи, образовательной и медицинской деятельности и т.д.

Актуальной, по мнению Широкова, является необходимость соблюдения экологической безопасности и стремления к углеродной нейтральности в Арктике. Муниципалитеты должны учитывать эти требования в планах своего развития. В качестве примера сенатор привел инициативу по генеральной уборке в Арктике, отметив начало программы по подъему затонувших судов в водах российских дальневосточных и арктических портов. "Всего речь идет о более чем тысяче затонувших объектов, грозящих прибрежным экосистемам. Пилотный проект в течение этого года начал реализовываться в г. Магадане",— сказал Широков. Еще одним примером является предложение Республики Саха (Якутия) об использовании малых АЭС для обеспечения энергией и теплом населенных пунктов АЗРФ. "Реализация такого проекта позволит обеспечить северные поселки экологически чистой энергией и уменьшить удельный вес углеводородного топлива (мазута, соляра) и угля в структуре северного завоза. А значит – завозить больше грузов, необходимых для строительства, социальной сферы — с учетом того, что в 2022 и 2023 годах планируется организация регулярного судоходства по СМП".

Глава Дудинки Юрий Гурин рассказал, что на территории городского поселения не поступило ни одной заявки на получение земельного участка по программе "Арктический гектар". По мнению Гурина, граждане не заинтересованы в участках за полярным кругом, так как они непригодны для земледелия, а "логистика такова, что, даже если кто-то захочет построить дом, доставить туда строительные материалы, то стоимость строительства возрастает в разы". Ситуацию усугубляют отсутствие транспортной инфраструктуры и малая территория покрытия сотовой связью. При этом глава Дудинки отметил, что представители коренных народов заинтересованы в получении в аренду земельных участков большой площади для оленеводства. "Действующее земельное законодательство позволяет беспрепятственно и практически бесплатно пользоваться земельными ресурсами для оленеводства без серьезных ограничений, и крестьянско-фермерские хозяйства на Таймыре, общины коренных народов активнейшим образом используют это право". Гурин считает, что программа "Арктического гектара" нуждается в доработке относительно определенных арктических зон с учетом обозначенных проблем.

Гурин отметил, что в условиях Крайнего Севера городское население стремится проживать компактно. Однако жилой фонд в городе ограничен, и дефицит приводит к резкому, значительному повышению стоимости продажи и аренды квартир. "Новое строительство в наших условиях — очень дорогое удовольствие, которое не по карману местной власти. Коммерческим организациям строительство жилья на нашей территории невыгодно из-за дороговизны доставки строительных материалов, которая делает конечную стоимость квадратного метра готового жилья неподъемной для дудинцев. Актуальность нового строительства заключается еще и в возрастающем количестве вахтовиков", заявил Гурин. Глава Дудинки полагает, что сделать территорию привлекательнее для застройщиков могла бы разработка и внедрение федеральной программы субсидирования доставки строительных материалов для строительства социальной инфраструктуры в Арктике. По его мнению, также необходимо внести изменения в краевую программу капитального ремонта, включив в нее ремонт свайных оснований зданий, либо разработать отдельную программу капремонта для территорий Арктической зоны. Наконец, глава муниципалитета обратил внимание на проблему содержания автодорог в Арктике, где дорожное полотно часто проложено по болотистой местности. Гурин напомнил, что капремонт единственной дороги, соединяющей Норильск и Дудинку, был проведен в 2015 году, и к настоящему моменту трасса пришла в негодное состояние, однако следующий ее капремонт запланирован только на 2032 год.

Отвечая на вопрос, нужны ли Арктике постоянные населенные пункты, замминистра экономического развития Архангельской области Евгения Шелюк напомнила, что в регионе расположена крупнейшая городская агломерация в Арктике: Архангельск, Северодвинск, Новодвинск и часть Приморского района (более 571 тыс. человек — это более четверти жителей всей российской Арктики). За последние 30 лет в Архангельской области сформировались два устойчивых тренда: миграционный отток трудоспособного населения в более южные регионы и урбанизация населения внутри региона, говорит Шелюк. Она отмечает, что регион имеет сложившуюся экономическую специализацию: основными сферами являются судостроительная и лесоперерабатывающая промышленность, также в городах сконцентрированы организации высшего образования и науки. "Для функционирования стратегически важных для страны предприятий требуется присутствие постоянно проживающего населения,— заявила Шелюк.— Для Архангельской области не стоит проблема выбора, использовать ли для развития территории вахтовый метод. Первоочередная задача — развитие уже сложившихся населенных пунктов с постоянно проживающим населением, а также создание комфортных условий для проживания населения, способствующих успешной реализации потенциала на местах и минимизации миграционного оттока".

Глава Оленекского эвенкийского национального района (село Оленек, Якутия) Лена Иванова заявила, что по мнению представителей коренных малочисленных народов Севера очевиден ответ на вопрос, нужны ли в Арктике постоянные населенные пункты. "Безусловно, нужны, так как мы — коренные народы — в Арктике жили, живем и будем жить". Иванова возлагает большие надежды на мероприятия, заложенные в Стратегии развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия), такие как строительство торгово-логистических центров, которые должны способствовать повышению доступности продуктов питания, снижению цен на продовольственные товары в условиях затрудненного транспортного сообщения. Также Иванова надеется на развитие малой авиации и работу по улучшению функциональности федеральных дорог. "Этот вопрос затрагивает все население района, так как из села Эйик прилететь в районный центр, село Оленек, на субсидируемом рейсе стоит 9 тысяч рублей, а из села Оленек в город Якутск — 25 тысяч рублей",— сказала Иванова.

Глава поселка Тикси Наталья Султанова заявила, что механизм реализации госзакупок по 44-ФЗ, не учитывающий территориальных особенностей Крайнего Севера, является сдерживающим фактором развития территорий в Арктике. Доставка грузов осуществляется в два периода: или по зимникам, которые действуют с февраля по май, и то только при стабильной погоде без больших перепадов температуры, или по воде в навигацию с июля по сентябрь. Это приводит росту логистических расходов, но кроме того возникают и специфические риски, такие как угроза утопления автомобиля при пересечении рек. В зимне-весенний период не всегда успевает доводиться целевое финансирование для проведения закупки, сообщила Султанова, или же в конкурсе выражает желания поучаствовать только один поставщик, и торги признаются несостоявшимися. В речную навигацию также не все может прийти, поскольку объемы грузов разного назначения необходимо доставить в короткий срок, и зачастую суда не могут принять к перевозке большие объемы, так как их емкость уже занята под грузы населения — люди могут заказывать перевозку заранее, вне зависимости от процедур госзакупки.

Далее, по словам Султановой, программы по повышению качества жилищных условий распространяются на всю территорию России, но софинансируются из бюджетов местных, региональных и федерального. Таким образом, объявляется необходимость закрепления населения в Арктике, но стимулируется отток населения. Квалифицированные кадры в рамках действующих программ по переселению выезжают в более комфортные условия — географически, финансово, инфраструктурно. Исходя из предыдущего пункта, арктические муниципалитеты испытывают острый кадровый голод практически по всем направлениям. Ситуацию усугубляет то, что заработная плата не соответствует экономическим реалиям Арктики. Так, ведущие специалисты зарабатывают до 38 тысяч рублей с учетом всех повышающих коэффициентов, северных доплат, в то время как стоимость аренды жилья может достигать 15 тысяч рублей в месяц, плюс коммунальные расходы. Продукты питания, билеты на самолет также являются дорогостоящими. Аналогичную зарплату специалист высокой квалификации может получать в других, более комфортных условиях, уверена Султанова.

Вице-президент Национальной гильдии профессиональных консультантов Вячеслав Марача уверен, что цели устойчивого развития (ЦУР) и ESG-подход, имеющие важное значение для арктических стратегий, не должны сводиться к популистской экологической повестке. "Проблема изменения климата для российской Арктики архиважна, но здесь важно мыслить действительно стратегически и ставить собственные цели, а не играть в чужие игры, когда правильные слова о защите природы и человека используются как средство конкурентной борьбы",— подчеркнул Марача. Например, следует ставить вопрос о том, как может выглядеть энергопереход и «новая энергетика» для российской Арктики - понимая, что для обеспечения бесперебойного энергоснабжения ВИЭ нуждаются в дублирующих источниках энергии. Говоря о «сбережении народа» как национальной цели, нужно понимать, почему люди уезжают из Арктики, ответить на вопросы: сколько населения нужно арктическим территориям, должны ли люди жить там постоянно или находиться на "вахте"? Нужно разобраться с арктической спецификой проблемы неравенства, касающейся не только неравенства по доходам, но и транспортного, цифрового неравенства и в целом проблемы равной доступности общественных благ, заявил эксперт.

Справка

Проектный офис развития Арктики учредил для участников конкурса муниципальных стратегий, который проходил в рамках Форума стратегов, особый денежный приз в размере 250 000 рублей за лучшее решение в области устойчивого развития и ESG-трансформации. Жюри, которое оценивало представленные стратегии по нескольким критериям, присудило приз городу Апатиты (Мурманская область).