Сенатор рассказал о Стратегии развития северного оленеводства до 2030 года

В России разрабатывают Стратегию развития северного оленеводства до 2030 года. Концепцию специальной программы готовит группа экспертов, представителей бизнеса и сенаторов. Проект Стратегии рассматривается на разных уровнях, в том числе в министерствах, федеральных и региональных ведомствах. О проблемах северного оленеводства, о планах по его развитию рассказал заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, один из разработчиков стратегии Анатолий Широков.
«Развитие северного оленеводства в числе ключевых задач развития Арктики и Дальнего Востока, - отметил парламентарий. - Северное оленеводство – один из традиционных культурно-хозяйственных комплексов коренного населения этих макрорегионов. Разведение оленей на протяжении многих веков формирует не только экономику автохтонных этносов, но и их картину мира, основы уникальной северной культуры. Это делает актуальным всемерное сохранение оленеводства, его включение в структуру экономики современной российской Арктики и Дальнего Востока. Нам необходимо сделать так, чтобы северное оленеводство стало полнокровной отраслью, которая будет полностью интегрирована в технологические производственные цепочки российской экономики. Наша стратегия именно на это и нацелена».
По словам Анатолия Широкова, основное препятствие в существовании оленеводства как отрасли производства - не только чрезвычайная слабость федерального нормативного регулирования (нет соответствующего федерального законодательства), но и отсутствие комплексного управления оленеводством именно как отраслью экономики. «Поддержка оленеводства рассредоточена по субъектовому и муниципальному уровням, а региональные и муниципальные акты рассматривают северное оленеводство как некий элемент образа жизни коренных этносов, но не как сферу производства, способную создавать прибавочную стоимость. Поэтому меры государственного влияния здесь ориентированы исключительно на дотирование оленеводческих хозяйств, которое никак не коррелируется с результатами их производственной деятельности. Это необходимо менять», - сказал сенатор.
Отстраненность федерального центра от управления северным оленеводством привела к нарастанию диспропорции в численности поголовья оленей в разных субъектах РФ, считает Анатолий Широков. А несоблюдение параметров оленеёмкости пастбищ вызвало деградацию территорий для выпаса (в западной Арктике). Она затронула по оценкам экспертов три четверти их общей площади.
Еще одна проблема – реализация готовой продукции. Как сообщил сенатор, сегодня используется не более 5% от получаемого объёма продуктов оленеводства, в основном – мяса. Что касается других продуктов и непищевых субпродуктов (рога, панты, эндокринно-ферментное сырьё, шкуры, кровь), то цивилизованной реализации их не происходит. Здесь часто действует «серый» рынок, посредством которого необработанное сырье переправляется за границу, уже там превращаясь в высокомаржинальные товары.
«Потребительский рынок требует всесезонности и ритмичности поставок, высокой степени подготовки продукции к реализации: удобная упаковка, продолжительные сроки хранения. Необходимо (и это в стратегии учтено) обеспечить продуктам оленеводства предъявляемые рынком качества, а также создать современные убойные, перерабатывающие предприятия и логистические центры», - прокомментировал сенатор.
Другой барьер в развитии оленеводства – отсутствие централизованной системы санитарно-ветеринарных мероприятий, что ухудшает эпизоотическую ситуацию. Распространение болезней домашних северных оленей значительно ограничивает производственные, маркетинговые и экспортные возможности перерабатывающих предприятий. Общий ущерб (прямой и опосредованный) оценивается более чем в 1 млрд рублей в год.
Кроме того, оленеводство недостаточно обеспечено объектами убоя. Требуется строительство новых убойных комплексов, а значительной части действующих необходима модернизация. Сейчас лишь 5 объектов убоя являются экспортёрами (в Ямало-Ненецком автономном округе, Мурманской области), с четырех из них идут регулярные поставки.
Сложнейшей проблемой российского северного оленеводства Анатолий Широков назвал острую нехватку кадров, которая во многом объясняется низкой доходностью производственной деятельности.
Стратегия развития северного оленеводства позволит создать постоянный и растущий спрос на результаты труда оленеводов Севера и Дальнего Востока и в комплексе даст мультипликативный эффект, считают разработчики.
«Реализация стратегии способствует, во-первых, увеличению производства диетического оленьего мяса, которое способно заполнить сорокапроцентный дефицит говядины в нашей стране. Во-вторых, мы сможем наладить переработку шкур. Россия занимает первое место в мире по производству сырых шкур северного оленя, но переработка у нас не развита. В-третьих, стратегия предполагает рост производства на экспорт субпродуктов, пантокринного и рогового сырья. Далее - развитие производства БАДов и косметики из сырья северного оленя для внутреннего и мирового рынка. Наконец, налаживание фармацевтического производства, которого сегодня в России почти не существует. Между тем, в Канаде, Швеции, Норвегии, Финляндии, Казахстане, Китае и Новой Зеландии биологически активные соединения из продуктов оленеводства используются в создании лекарственных препаратов», - рассказал Анатолий Широков.
По мнению разработчиков стратегии, все это будет способствовать тому, что оленеводы перестанут жить только за счет государственных и муниципальных дотаций, откажутся от «серых» схем поставки сырья, а будут стремиться к техническому перевооружению своего хозяйства, производству качественной и достойно оплачиваемой продукции.
«Наша страна активно возвращается в Арктику, формируются важные социально-экономические процессы на Дальнем Востоке. Убежден: не только большие и высокомаржинальные углеводородные проекты, не только новые транспортно-логистические коридоры в этих российских макрорегионах должны становиться их экономическим «лицом». Задачи, которые формулирует Российская Федерация в Арктическом совете, ставят нас перед необходимостью развития и «зеленых» отраслей хозяйства. Северное оленеводство в их числе. Но оно нуждается в перезагрузке, технологическом обновлении, в осуществлении отраслевого подхода к его регулированию, ориентации на получение конкретных производственно-финансовых результатов. По осторожным экспертным оценкам к 2030 г. доходы оленеводства, могут увеличиться с 4 до 11 млрд. руб.», - подытожил сенатор Анатолий Широков.