Сенатор от Магаданской области об инициативе создания единой компании для организации северного завоза
Сенатор от Магаданской области Анатолий Широков выступил в поддержку предложения о создании единой специализированной компании для обеспечения северного завоза на Колыму и в другие регионы России.

С такой инициативой выступил в понедельник, 31 января, полномочный представитель Президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев в ходе совещания по вопросу логистических проблем, с которыми столкнулись порты Дальнего Востока.

Напомним, с осени 2021 года крупнейшие порты оказались загружены сверх меры из-за беспрецедентного притока контейнеров из Китая. В итоге осенью поставки грузов для регионов Северо-Востока выбились из графиков. Особо сложная ситуация сложилась на Чукотке, где в определенный момент вовсе возник дефицит товаров первой необходимости, включая лекарства и продукты питания. Магаданская область пострадала в меньшей степени, однако несвоевременный подвоз стройматериалов приостановил многие региональные стройки.

- Действительно, случившийся в минувшем году логистический сбой в Дальневосточном судоходном бассейне крайне негативно сказался на обеспечении многих субъектов ДФО. Система морских перевозок в регионе оказалась не готова к таким потрясениям, в то же время стали очевидными ее системные негативные характеристики, – сказал Анатолий Широков.

К негативным характеристикам сенатор отнес, прежде всего:

отсутствие централизованного регулирования грузопотоков в дальневосточном морском бассейне;
отсутствие понятия приоритетности доставки тех или иных грузов;
обусловленность маршрутов и номенклатуры перевозимых грузов коммерческими интересами юридических лиц, а не решением государственных или социальных задач.
Последнее, по мнению сенатора, можно наблюдать особенно часто.

- Поэтому я думаю, что высказанное Юрием Петровичем Трутневым предложение своевременно. Организация единой компании с единой системой для морских грузоперевозок позволит разрешить перечисленные выше проблемы. Особенно это важно для обеспечения именно северного завоза, от эффективности которого зависит социальное благополучие, а часто и обеспечение жизнедеятельности северных отдаленных и труднодоступных районов, – считает Анатолий Широков. - Не случайно предложение полпреда прозвучало в момент, когда уже заявлено начало разработки федерального закона о северном завозе. Вполне очевидно, что это звенья одной цепи.

Согласно последним данным, специализированная компанию должна быть создана по аналогии с единой дальневосточной авиакомпанией «Аврора», повысившей доступность авиаперелетов в Дальневосточном округе.

- Если деятельность такой единой дальневосточной компании, занимающейся морскими грузоперевозками, будет строиться на принципах, схожих с функционированием единой авиационной компании, то мы вправе ожидать не только улучшение качества морских грузоперевозок, но и обновления линейки судов, которые будут заниматься перевозкой. Это тоже принципиально важный вопрос для Дальнего Востока, – сказал сенатор. - Кстати, позитивные примеры деятельности такого рода сильных и системных компаний в истории Дальнего Востока уже были в советское время. Например, Дальневосточное морское пароходство или Управление морского транспорта Дальстроя, которые решали масштабные задачи доставки грузов, в том числе и в самые отдаленные районы макрорегиона.