Региональные новости
Проблемы и перспективы северного оленеводства
 
Взгляд группы экспертов, производственников и сенаторов РФ на основные проблемы северного оленеводства в РФ и на пути их решения.

Северное оленеводство всегда было своеобразной «визитной карточкой» традиционной экономики народов Арктической зоны и Дальнего Востока.

События, связанные с политической, экономической и социальной турбулентностью 1990-х годов, подорвали основы этого вида хозяйственной деятельности на Севере. В течение последних 10-15 лет арктические и дальневосточные регионы вынуждены искать способы возрождения оленеводства как отдельного хозяйственно-культурного комплекса аборигенных этносов.

Сохранение оленеводства как традиционного вида хозяйственных занятий, оказывающего формирующее влияние на национальную культуру, быт, образ жизни коренных народов Севера, безусловно, важная задача. Ее реализация осуществляется, прежде всего, способами субсидирования воспроизводства поголовья, адресованного оленеводческим хозяйствам коренных северян. Напомню, что субсидия предоставляется на каждую отдельную голову из бюджетов трех уровней.

Однако, думается, что в современных условиях поддержки северного оленеводства лишь как хозяйственно-культурного комплекса аборигенных этносов, явно не достаточно. Северное оленеводство обладает бОльшим экономическим и социальным потенциалом в общенациональном масштабе. Сегодня уже очевидно, что Север России способен быть поставщиком не только углеводородного сырья, но и центром так называемой «зеленой экономики», поставщиком на внутренний, прежде всего, рынок ценных видов экологически чистых продуктов питания и биологического сырья. Продукты оленеводства играют в этом случае ведущую роль.
Но для решения таких масштабных задач, требуется практическая реализация целого перечня мероприятий управленческого и технологического характера. Перечислим их.
Первое. В настоящее время регулирование северного оленеводства осуществляется лишь на региональном и муниципальном уровнях. Иначе говоря, каждый северный регион самостоятельно и отдельно от других решает задачи развития оленеводства и поддержки оленеводческих хозяйств. Это приводит к тому, что в масштабах страны северного оленеводства как самостоятельной и специфично отрасли сельского хозяйства не существует. Не происходит в общегосударственном масштабе регулирования оленьего поголовья, соотнесения его численности с параметрами оленеёмкости пастбищного фонда. Отсюда – девальвация пастбищ, снижение качественных характеристик оленьего стада.
Решение номер один: создание общегосударственного механизма регулирования северного оленеводства как отдельной отрасли сельского хозяйства со своими специфическими методами регулирования, учитывающего и федеральные и региональные интересы. Акторами такого изменения управлением северным оленеводством безусловно должны стать Минсельхоз и Минвосторазвития в тесной связи с государственными властям арктических и дальневосточных субъектов Российской Федерации.

Второе.
Решение номер два: Требуется разработка специального федерального перечня мероприятий по обеспечению роста качества оленьего поголовья.

Третье. Необходимы совместные мероприятия федеральных и региональных властей по обеспечению качественного забоя оленей. Так называемый «тундровый забой» ни в коей мере не может удовлетворять возможных потребителей продуктов северного оленеводства, например, по медико-санитарных качествам. Одновременно «тундровый забой» не дает возможности стопроцентной реализации сырья: становится невозможной переработка крови, эндокринно-ферметного сырья, шкуры, внутренностей и т.д. Современные убойные комплексы должны способны решать не только задачи высококачественной заготовки сырья, доводя его практические до уровня полуфабрикатов.
Решение номер три: необходимо оснащение российских оленеводческих регионов современными убойными комплексами, которые обеспечат полноценную утилизация сырья, получаемого из продуктов оленеводства. В ряде регионов такие мероприятия уже осуществляются, актуальным является расширение использования такой практики на другие регионы, что невозможно сделать без федерального участия.
Четвертое. Наверное, одной из самых ключевых проблем северного оленеводства является проблема доставки полученного сырья в центры его переработки. Сложнейшая логистика, огромные транспортные расходы, зачатую отсутствие физической возможности транспортировки полученного сырья из оленеводческих районов делают продукты оленеводства недоступными для потребителя: и физически, и по ценовым показателям. Опыт решения в это части сегодня предложен в республике Саха (Якутия) в виде строительства логистически-транспортных центров.

Решение номер четыре: создание логистически-транспортной системы в районах Арктики и Дальнего Востока и субсидирование (Федеральное? Региональное? Смешанное?) доставки сырья оленеводства к центрам переработки должно стать одним из основных направлений в государственной политики по развития арктических дальневосточных территорий.
Пятое. Оленеводство дает сырье для производства мясных продуктов питания, кормов для животных, костной муки, кожи, билогически активных добавок, медицинских препаратов. Практические наработки в этой сфере есть.
Решение номер пять: Необходимы специальные решения и мероприятия федеральной и региональной власти по созданию возможностей переделов продукции северного оленеводства. Подспорьем в этой области могут стать специальные преференциальные режимы для переработчиков, использование механизмов государственно-частного партнерства и т.д.
Шестое. Предлагаемы «технологический», «отраслевой» подход к северному оленеводству позволяет использовать его в качества драйвера развития и собственно северных регионов. Его реализация позволит повышать товарность оленеводческих хозяйств, делать их экономически прозрачными, повышать их вклад в региональную экономику.
Если только в широких масштабах запустить, например, программу обеспечения оленьим мясом социального питания в северных и дальневосточных регионах, то мы сможем получать не только улучшения качества питания в социальных учреждениях, но и развития малого и среднего предпринимательства в Арктике и на Дальнем Востоке, увеличение налогооблагаемой базы, улучшение социальной ситуации и, например, эффект «обратного северного завоза», когда, обеспечивая себя продуктами питания самостоятельно, северные регионы снижают нагрузку на систему северного завоза в части доставки этих продуктов.
Шестой тезис только подчеркивает необходимость мероприятий, указанных нами в Решении номер один.