ЯКУТИЯ. ЯКУТСК. 16 марта — ULUS.MEDIA. Развитие оленеводства требует другого подхода, то есть его нужно ставить на экономические рельсы, оно должно стать отдельной отраслью сельского хозяйства со своим механизмом производства и государственной поддержки. Такого мнения придерживается заместитель председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков.

В Нерюнгринском районе в рамках Международного чемпионата по традиционному оленеводству прошла Международная конференция «Устойчивое развитие северного домашнего оленеводства в условиях глобальных перемен в Арктике», на которой обсужден широкий круг вопросов. Один из участников этого мероприятия, сенатор Анатолий Широков высказал ряд предложений по развитию оленеводства.


«В основе предложенных мер нами, а это группа производственников, экспертов, по плану развития северного российского оленеводства лежит немного другой подход от имеющегося сегодня. На сегодня речь идет о том, чтобы дать льготы здесь, дать льготы там производителю оленеводческой продукции. Мы же подходим с другой стороны, не ставя под сомнение социальные льготы оленеводам. Но роль государства сегодня в том, чтобы подтолкнуть оленеводство, чтобы оленеводу было выгодно производить свой товар, экономически выгодно», — сказал сенатор.

При этом Анатолий Широков обозначил три направления развития. Во-первых, это качественный выпас оленей, ветеринарные и прочий мероприятия. Во-вторых, организация современного убойного комплекса. «То, как сегодня производится забой, тундровый забой, там никакие медико-санитарные нормы в большинстве своем не выполняются, теряется огромное количество сырья. Роль государства здесь дать возможность пользоваться современными убойными комплексами», — отметил сенатор.

Третье направление Широков назвал поддержку логистического сопровождения продукции. «Не секрет, что основные ресурсо-производящие стада находятся далеко на Севере. Довести оттуда к местам массового потребления продукты северного оленеводства дорого стоят. Это отражается в цене продукта, покупательной способности и так далее. Наша задача, чтобы мясо оленя стало продукцией широко распространенной не только на территории производства, но и в целом по России», — разъяснил Широков.

По словам сенатора, в России существует 40% дефицит говядины. «Мы обеспечиваем себя мясом свинины, куриным мясом. Обратите внимание, к ним относятся, как к отдельным отраслям сельского хозяйства со специальными мерами поддержки. Мы должны создать такую историю, когда оленеводство сможет стать такой же отраслью, получит свои механизмы регулирования и свои же механизмы государственной поддержки. Тогда мы сможем говорить, что оленеводство становится товарным производством. И чтобы товар этот распространялся на большие категории населения и заполнил те ниши, которые есть сегодня», — отметил сенатор.

Кроме того, оленеводство — это не только мясо. «Это прекрасная основа для кожевенного производства. На сегодня в стране обозначен дефицит кормов для домашних животных. А ливер в животноводческом производстве из оленины пользуется спросом. Не говоря уже о БАДах. Есть исследования по производству лекарственных препаратов из крови оленя», — сказал Широков.

По мнению Анатолия Широкова, если всю цепочку от качественного выпаса до логистики правильно организовать, то в каждом из них создаются надбавленная стоимость товара, рабочие места, налоги и так далее.

«Сегодня оленеводство нельзя воспринимать только лишь как культурную составляющую коренных малых народов Севера. Если мы к культурной составляющей прибавим и экономическую, а все основания для этого есть, то это будет другое оленеводство», — отметил сенатор.