В ходе реализации положений Концепции накоплен большой положительный опыт правового регулирования жизни и хозяйственной деятельности автохтонных этносов, как на федеральном, так и, что, наверное более важно, на региональном уровне. Описание и анализ этого опыта - отдельная и большая работа.

Между тем, в Магаданской области, которая отмечена на круглом столе в качестве многих положительных примеров, есть одна проблема, на решении которой в федеральном центре настаивают губернатор С. К. Носов, правительство региона, ассоциация КМНС области. Речь идет о том, что около 200 представителей народа чукчей федеральными властями не признаются представителями КМНС на территории Магаданской области. Аргумент, выдвигаемый в федеральном центре относительно этой ситуации заключается в том, что наделение чукчей статусом КМНС приведёт к необходимости наделения их соответствующими льготами на территории области.

Фактически по таким странным обстоятельствам двумстам гражданам России отказывается в их принадлежности к конкретной национальности, которой всем российским законодательством гарантированы определённые льготы.

Выступил по этому вопросу, дополнительно предложив в новой итерации Концепции уделить такой проблеме серьёзное внимание. Тем более, что Магаданская область оказалась здесь не одинокой. Так, для орочей местом проживания утвержден Хабаровский край. Но орочи, проживающие в Приморском крае (когда-то вместе с Хабаровским краем входившим в единый Дальневосточный край) лишены возможности реализовывать целый ряд социально-экономических прав.

Убеждён, что представитель любого народа, относящегося законодательством к КМНС, должен обладать всей полнотой прав на любой территории, отнесенной законодательством к территориИ проживания КМНС.
Продолжаем работать.