В 2020 году он составлял 30 млн тонн, а к 2024 будет увеличен до 80 млн тонн. Об этом заявил член Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков. Он провел в верхней палате заседание «Северный морской путь — национальная транспортная артерия России: развитие потенциала флота и береговой инфраструктуры».

По его словам, эта тема очень актуальна в контексте социально-экономического и пространственного развития как Арктической зоны, так и России в целом.

Сенатор напомнил, что почти 20% территории нашей страны занимает Арктическая зона, и создание на основе Севморпути международного транспортного конкурентоспособного коридора станет связующим звеном для устойчивого развития всех арктических и дальневосточных регионов, драйвером для их экономик.


Основным нашим конкурентным преимуществом является то, что значительная часть маршрута Северного морского пути проходит по нашим внутренним морским водам, но таким преимуществом необходимо грамотно воспользоваться, а для этого важно модернизировать существующую и строить новую береговую инфраструктуру, увеличивать портовые мощности, развивать ледокольный флот

Анатолий Широков, член Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера
Сенатор отметил, что, несмотря на преимущества Севморпути, — длину маршрута, сроки и безопасность транспортировки грузов — он пока не рассматривается крупными компаниями на логистическом рынке в качестве приоритетного. И сдерживающими факторами, по мнению парламентария, здесь являются нерегулярность перевозок, высокие портовые сборы, низкое качество инфраструктуры.

Сейчас, подчеркнул Широков, Севморпуть стал объектом усиленного государственного внимания. В частности, реализуются мероприятия в рамках федерального проекта развития морских портов, комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

Сенатор напомнил, что на линии Северного морского пути 18 портов. Сегодня активно модернизируются порты Мурманска, Архангельска, Певека. До 2024 будут модернизированы еще 4 порта.

«Необходимо наращивать темпы по модернизации и созданию береговой инфраструктуры, оснащению портов новейшим оборудованием, рассмотреть вопрос об установлении конкурентных ставок портовых сборов», — подчеркнул Анатолий Широков.

Напомним, что вице-премьер Юрий Трутнев, выступая в Совете Федерации на «правчасе», подчеркнул, что развитие Северного морского пути является системным условием реализации большинства проектов в Арктической зоне, поскольку он позволяет завозить необходимые для строящихся предприятий материалы и конструкции, транспортировать сырье и готовую продукцию, то есть, по сути, «сшивает» российский Север.