Колымский сенатор оценил идею вернуть советский опыт подготовки вузовских кадров

В Послании Федеральному собранию Президент РФ Владимир Путин коснулся вопроса высшей школы. В этой сфере, по его словам, назрели существенные изменения. Причем, как подчеркнул глава государства, новая программа высшего образования должна стать синтезом лучших наработок советского времени и опыта последних десятилетий.

Одним из ключевых стало предложение вернуться к традиционной системе подготовки специалистов со сроком обучения от четырех до шести лет вместо нынешних четырех. Если профессия требует дополнительной подготовки, то будет возможность продолжить обучение в магистратуре или ординатуре.

Важно, что эти изменения произойдут постепенно. Студенты, которые учатся сейчас по системам бакалавриата и магистратуры, закончат обучение, а ранее выданные дипломы будут котироваться.

Предлагаемую реформу поддержал сенатор от Магаданской области, в прошлом - ректор Северо-Восточного госуниверситета, Анатолий Широков. По его мнению, возврат к срокам обучения, действующим в советских вузах, можно только приветствовать.

- В советское время базовой формой подготовки студентов был специалитет со сроком обучения в 5 лет. Система позволяла подготовить хороших специалистов, востребованных в самых разных отраслях народного хозяйства. В чем минус сегодняшней системы, сторонником которой я никогда не был, тем не менее, приходилось в ее рамках работать, — в так называемом ступенчатом образовании. Первая ступень - это бакалавриат, где срок обучения 4 года. Вторая ступень - магистратура, но в магистратуру попадают не все. Основной уровень подготовки сейчас - бакалавриат. Это означает, что основное количество выпускников имеют 4 года образования. А теперь давайте сравним в цифрах. Специалист за пять лет обучения осваивает 10 тысяч учебных часов, а бакалавр за четыре года обучения - 8 тысяч часов. То есть фактически каждый студент 2 тысячи учебных часов теряет. Соответственно, теряется и качество подготовки. Поэтому возврат к специалитету вполне оправдан, — пояснил сенатор свою позицию информагентству «Магаданская правда».

Отменил он и вредоносную сущность для высшей российской школы так называемой Болонской системы образования. Хотя наша страна и вышла из нее летом 2022 года, зависимость по-прежнему сохраняется.

- С Болонской системой связаны практики, которые нельзя назвать национальными. Так, например, возможность защиты диссертации и оценка деятельности преподавателя до сих пор связаны с наличием публикаций в зарубежных научных журналах. Причем чем больше там публикаций, тем больший ты имеешь вес как ученый. Я знаком со многими коллегами из академических российских журналов, они свидетельствуют, что интерес к публикациям в российских журналах ослаб. И те, кто готовит кандидатскую либо докторскую, и даже те, кто просто занимается наукой, стремятся результаты передовых наработок передать в иностранные журналы. То есть фактически мы за бесценок отдаем продукт нашего интеллектуального труда. Это очень неправильно, — сказал собеседник издания.

По сути, Болонская система - это инструмент выкачивания из России и ценных кадров.

- То, что Болонская система не оправдала тех надежд, которые на нее возлагали, это очевидно. Когда ее вводили, партнеры из-за рубежа убеждали нас, что она откроет дорогу российским дипломам за границей, существенно расширит рынок труда для российских специалистов и увеличит мобильность российских студентов. Ни в первом, ни в третьем случае успеха нет, кроме второго. А именно - Болонская система позволяет выкачивать мозги из нашей страны на Запад. Все это означает, что для России она не только неэффективна, но и не соответствует нашим национальным интересам. В этом смысле устранение Болонской системы позволит устранить и эту несправедливость. Россия будет развивать собственную национальную систему образования, опираясь на имеющийся опыт и традиции, — подытожил Анатолий Широков.

Ольга КИРИЛЛОВСКАЯ